Плачевное состояние российского жилищно-коммунального хозяйства уже давно никого не удивляет. В свою очередь устаревший жилой фонд все больше и чаще преподносит различных неприятных сюрпризов, а обращаясь в управляющую компанию за решением проблемы, все чаще человек наталкивается на безразличие и бездействие.
Как правило, львиная доля жилого фонда страны держится на потребителях, которые самостоятельно устраняет неполадки и при этом исправно платить по всем счетам коммунальных служб. Однако так продолжаться вечно не может и в связи с этим возникает масса вопросов, в которых предлагаем и разобраться.
На что можно и нужно жаловаться
Прежде чем пожаловаться на действия либо бездействия вашей управляющей компании рекомендуется тщательно изучить договор управления именно вашего дома. Помимо этого необходимо учитывать решения, которые принимались собственниками на общем собрание, а также действующее законодательство.
Различают личную и коллективную жалобы. Как правило, недовольным жильцам многоквартирного дома рекомендуется писать оба вида жалоб.
Зачастую жильцы многоквартирных домов жалуются на:
• качество и периодичность предоставляемых жилищных услуг;
• не своевременная подготовка дома к сезонной подаче коммунальных услуг либо ее отсутствие;
• плохое содержание подвальных помещений и лестничных площадок;
• завышенная плата за предоставляемые коммунальные услуги;
• не выполнение условий договора.
Однако стоит отметить, что независимо от выбранного типа, ваша жалоба должна содержать четко сформулированные претензии к управляющей компании, и отправлена в соответствующие структуры.
Куда отправиться с жалобой на управляющую компанию
В первую очередь необходимо определиться с тем, что управляющая компания – это организация, которую нанимает многоквартирный дом с целью его обслуживания. В связи с этим если вас, что-то не устраивает, то вы вправе написать заявление в УК и обязательно в двух экземплярах. Если же с управляющей компанией не удалось договориться, либо ваше заявление проигнорировали необходимо обратиться в государственные органы, занимающиеся регулированием данных вопросов.
Как правило, выделяют следующие государственные структуры:
• Государственная жилищная инспекция;
• Федеральная служба защиты прав потребителей;
• Прокуратура.
Государственный жилищный надзор
Львиная доля проблем связанных с невыполнением управляющей компанией взятых на себя обязательств решается именно в жилищной инспекции. Все задачи и функции данного государственного органа определены в нормативных актах каждого региона. Ниже перечислены только некоторые из них:
• Нарушены правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда;
• Несвоевременная подготовка к отопительному сезону;
• Некачественные коммунальные услуги.
Роспотребнадзор
В федеральную службу по защите потребительских прав необходимо жаловаться если:
• предоставляемые услуги не соответствуют договору, который был заключен между владельцами многоквартирного дома и управляющей компанией;
• необходима проверка достоверности информации, которая указана в платежных документах. Речь идет о необоснованности повышения размера оплаты за коммунальные услуги.
Прокуратура
В данный орган, как правило, жалуются если:
• Имело место нецелевое использование средств владельцем многоквартирного дома, а именно мошенничество, умышленное причинение ущерба либо злоупотребление доверием граждан;
• Вышеперечисленные органы бездействуют либо действуют не в соответствии с законом Российской Федерации.
Правила подачи и оформления заявления
Все жалобы, претензии и иски необходимо составлять исключительно в письменном виде. В вашем обращении должна быть написана исключительно правдивая информация. Любые обращения необходимо готовить в двух экземплярах (минимум).
Один из экземпляров обязательно должен быть у вас, который выступит доказательством ваших действий, в случае если в службе заявление будет «утеряно». Для того чтобы отследить срок ответа на обращение, его необходимо подавать либо лично, либо отправить письмом с уведомлением о его вручении. Отказать в приеме заявления вам не имеют права.
Если обращение подается лично, то его необходимо зарегистрировать в той организации, куда обращаетесь. В таком случае на вашем экземпляре должны проставить следующую информацию:
• входящий номер;
• дату регистрации документа;
• штамп организации;
• фамилия и инициалы, должность и подпись лица, который регистрировал документ.
Если же вы отправляете жалобу почтой, то необходимо к своему экземпляру подколоть уведомление о вручении письма. Очень важно убедиться в том, что почтовый работник во время оформлении квитанции правильно указал информацию об организации, к которой вы обращаетесь.
Стоит отметить, что четкий образец, по которому вы сможете, подать свою жалобу – не существует, однако общие правила все же есть. И так:
1. Реквизиты организации, в которую вы обращаетесь, фамилию с инициалами руководителя, указываем в верхнем правом углу;
2. Здесь же указываем и информацию о том, кто подает заявление;
3. Отступив в центре строки, заглавными буквами пишем «Жалоба»;
4. С новой строки описываем всю суть проблемы. Рекомендуется уложиться на одну страницу;
5. Список требований;
6. В конце обращения необходимо указать, что устранить нарушения и выполнить требования просите в течение одного месяца в соответствии с статьей четвертой Закона Российской Федерации (процитировать статью);
7. По завершению написания жалобы указываем дату вашего обращения и ставим подпись. Если этого не указать, то жалоба расценивается, как анонимная и рассмотрению не подлежит.
Рекомендуется при написании вашей жалобы ссылаться на законы и нормативные акты России. Стоит отметить, тот факт, что в связи с тем, что отношения между собственниками жилой площади в многоквартирном доме и ЖКХ являются рыночными, то неудовлетворенная сторона всегда имеет право разбираться в сложившейся ситуации в судебном порядке.