Беседка: дизайн и проект, материалы, технология строительства

Беседка для усадьбы – все равно что украшения и наряд для женщины. Она может Золушку-замарашку превратить в принцессу, но может и показать истинное лицо самоуверенной светской львицы, в душе – кухонной клуши. Мы, образно выражаясь, не будем вдаваться в психоанализ надменных грандам, живущих в ожидании повода для очередной истерики. Любая беседка, как любая женщина, может быть обаятельной и привлекательной как в вечернем туалете, так и в рабочем халатике. При одном условии – она всегда ведет себя естественно и не теряет лица. Вот мы и посмотрим, как своими руками сделать беседку с лицом и с душой. А милее хозяину представительная повелительница, стильная пантера или покладистая хлопотунья – это уж дело вкуса. Выбор широк, отдельные образцы на рис, но неоднозначен.

Примеры внешнего вида беседок

Строительство беседки – дело не из самых сложных. Есть конструкции, которые можно соорудить из подручных материалов за день, а то и за пару часиков. Во второй половине статьи они будут описаны, как и традиционные технические решения. Однако технология не дает души и лица, как анатомия – нравственно-волевых качеств. Чтобы не разочароваться потом в избраннице с первого взгляда, нужно, прежде чем рассуждать, как построить беседку, разобраться, что может крыться за такой разноликостью. Впрочем, за одним необходимым заранее исключением, от которого напрямую зависит как эстетика беседки, так и технология ее постройки.

Как быть с мангалом?
Вариантов создания беседки из самых разнообразных материалов, как увидим ниже, не счесть. Но беседка в России без шашлыка со всем надлежащим – нонсенс. Можно считать, что беседка с мангалом – исконно русское явление. В других культурных группах беседка с очагом считается принадлежностью низших слоев. Встает вопрос: а нужна ли для мангала беседка какая-то особенная?

Примеры внешнего вида беседок

Строительство беседки – дело не из самых сложных. Есть конструкции, которые можно соорудить из подручных материалов за день, а то и за пару часиков. Во второй половине статьи они будут описаны, как и традиционные технические решения. Однако технология не дает души и лица, как анатомия – нравственно-волевых качеств. Чтобы не разочароваться потом в избраннице с первого взгляда, нужно, прежде чем рассуждать, как построить беседку, разобраться, что может крыться за такой разноликостью. Впрочем, за одним необходимым заранее исключением, от которого напрямую зависит как эстетика беседки, так и технология ее постройки.

Как быть с мангалом?
Вариантов создания беседки из самых разнообразных материалов, как увидим ниже, не счесть. Но беседка в России без шашлыка со всем надлежащим – нонсенс. Можно считать, что беседка с мангалом – исконно русское явление. В других культурных группах беседка с очагом считается принадлежностью низших слоев. Встает вопрос: а нужна ли для мангала беседка какая-то особенная?

Расположение дымовой трубы на здании

Вообще говоря, нет. Готовить пищу можно в любой беседке, дело тут не в ней, а в дымовой трубе. Топить мангал/барбекю по-черному в беседке нежелательно, сажа вскоре ее закоптит, и какой уж тут уют. Можно использовать передвижной мангал с коленчатым дымоходом, располагая его по-разному в зависимости от ветра, но остается пожарная опасность от вылетевших из трубы искр.
Следовательно, беседка с мангалом должна быть оборудована дымоходом, устроенным по всем правилам. Как должна располагаться дымовая труба на здании, показано на рис. Трубу размещают со стороны строения, противоположной направлению преобладающих ветров. Учтите только, если будете пользоваться розой ветров для своей местности, что там показывается, откуда ветер дует. Поэтому трубу нужно ставить со стороны самых коротких лепестков розы.
Для легкой беседки на даче вступают в силу еще 3 обстоятельства:

  • Сообразуясь с розой ветров, нужно брать преобладающее направление для сезона пользования, напр. на рис. выше зимние ветры игнорируются;
  • Поскольку у ажурного, насквозь продуваемого строения зона ветрового подпора ведет себя сложным образом, устье дымохода должно быть приподнято на 0,5 м не над ее границей, а над кромкой крыши;
  • Ели по условиям архитектуры/ландшафтного дизайна крыша выполняется несимметричной, то подветренным следует делать ее пологий скат, и там же располагать трубу.
  • На левой поз. рис. справа, исходя из этого, показана правильная беседка под мангал. А вот та, что на правой, вряд ли будет долго радовать хозяев своим светлым свежим видом.

    Расположение дымовой трубы на здании

    Вообще говоря, нет. Готовить пищу можно в любой беседке, дело тут не в ней, а в дымовой трубе. Топить мангал/барбекю по-черному в беседке нежелательно, сажа вскоре ее закоптит, и какой уж тут уют. Можно использовать передвижной мангал с коленчатым дымоходом, располагая его по-разному в зависимости от ветра, но остается пожарная опасность от вылетевших из трубы искр.
    Следовательно, беседка с мангалом должна быть оборудована дымоходом, устроенным по всем правилам. Как должна располагаться дымовая труба на здании, показано на рис. Трубу размещают со стороны строения, противоположной направлению преобладающих ветров. Учтите только, если будете пользоваться розой ветров для своей местности, что там показывается, откуда ветер дует. Поэтому трубу нужно ставить со стороны самых коротких лепестков розы.
    Для легкой беседки на даче вступают в силу еще 3 обстоятельства:

  • Сообразуясь с розой ветров, нужно брать преобладающее направление для сезона пользования, напр. на рис. выше зимние ветры игнорируются;
  • Поскольку у ажурного, насквозь продуваемого строения зона ветрового подпора ведет себя сложным образом, устье дымохода должно быть приподнято на 0,5 м не над ее границей, а над кромкой крыши;
  • Ели по условиям архитектуры/ландшафтного дизайна крыша выполняется несимметричной, то подветренным следует делать ее пологий скат, и там же располагать трубу.
  • На левой поз. рис. справа, исходя из этого, показана правильная беседка под мангал. А вот та, что на правой, вряд ли будет долго радовать хозяев своим светлым свежим видом.

    Правильная и неправильная беседки под мангал

    Что делать?
    Не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Беседка древнее костра; чтобы понять ее, нужно добраться до истоков, а чтобы добраться туда, придется обратиться к временам незапамятным.
    Происхождение
    Беседка ведет свой род от летних шалашей первобытных племен. С одной стороны, лето для них было временем относительного благополучия – еды вокруг бродило и росло вдосталь, ели досыта и на зиму запасали. С другой – вместе с травоядными мигрировали и хищники, для которых хитроумные двуногие были если не кормовым объектом, то уж точно нежелательными конкурентами. А то и врагами, раз у людей своей шерсти нет и в чужие шкуры одеваются. В зимнюю пещеру к ним лучше не лезть, прибьют сразу у входа. Но на летних угодьях можно поквитаться за прошлые обиды, насытившись сразу местью и мясом.

    Исходя из этого, общая концепция беседки проста – крыша над головой и полный круговой обзор. Эти качества пригодились с началом урбанизации: теперь больше приходилось опасаться себе подобных, уж больно много в поселениях было сосредоточено соблазнительного для грабителей добра. Шалаши, ставшие сторожевыми постами, перекочевали на окрестные возвышенности. С небольшим, но важным усовершенствованием – для защиты стражи от стрел и камней появился парапет. Чтобы нападающие не подожгли, караульные посты начали строить из камня – шалаш превратился в ротонду, или бельведер; первоначально эти слова обозначали оборонительно-дозорное сооружение.
    Историки с археологами до сих пор спорят, что тут яйцо, а что курица – шалаш с парапетом или тын вокруг городища. Но у психологов сомнений нет: возникающее в беседке ощущение покоя и умиротворенности исходит от ее защитной функции. Благость душевную сразу оценила и зарождавшаяся знать, и простонародье. Да и был «золотой век» безмятежным только в легендах: данные раскопок однозначно свидетельствуют, что умирали тогда преимущественно до 50 и чаще всего насильственной смертью. В общем, начеку следовало быть и на своем собственном подворье. Так сторожевая ротонда появилась в частном пользовании; это уже и была беседка.
    Эволюция
    Современная садовая беседка произошла от 3-х начал: европейского, ближневосточного (Египет, Аравия, Персия) и азиатского, от Индии до Японии. Тем не менее, ее функциональность и психологическое значение остались неизменными: беседка – место уединения, романтических рандеву, спокойного обсуждения дел, от текущих хозяйственных до государственного устройства и коренных вопросов философии.
    На Руси беседки как таковой не знали до Петра Первого. Даже слова «беседка» еще не было в русском языке. У царей, некоторых бояр и князей беседки, построенные иноземными мастерами, были, но называли их тогда чердаками. В лесистой равнинной стране военное значение ротонды невелико; эффективнее были засеки – бревенчатые укрепления в стратегически важных пунктах. И отлично была поставлена патрульная служба: вспомните, сказочные богатыри все время разъезжают.

    Огромные пространства страны, казалось бы, сами наводят на отвлеченные размышления. Но до Петра не до того было: то от нашествий отбивались, то осваивали вновь обретенную terra incognita. Куда там засиживаться в раздумьях, когда неведомая земля уходит за окоем бог весть на сколько…

    Примечательный факт: массовое появление беседок в России совпадает в окончанием работ Великой Северной экспедиции, оконтурившей границы государства; Петр Великий никаких грозных указов о беседках не издавал.

    Возможно, это просто совпадение, но та же история повторилась в молодых США: как только Америка купила у Наполеона Луизиану и отряды пионеров добрались до Калифорнии, беседки стали строить все подряд. А до того они были далеко не в каждой богатой усадьбе, хотя красивейших пейзажей Америке не занимать.
    В России беседка приобрела новое качество – стала местом для застолья. До освоения Северной Америки Россия была единственным в мире обширным государством, расположенным в зоне континентального климата. Умеренно-континентального, но все равно, истомившись трескучей зимой в курной избе (леса много и он дешев, а минерального сырья мало, и оно дорого), хотелось на приволье. Которого было – хоть отбавляй. Поэтому летняя кухня, летняя печь и трапеза на свежем воздухе на Руси – явление обыденное, а не дань моде или каким-то ритуалам.
    Беседка тут пришлась как раз впору; до того на случай непогоды обходились временными навесами – балаганами. В результате совмещения летней кухни со столовой и гостиной появился, так сказать, российский сезонный пентхауз – дачная беседка. По происхождению с ней схожи романский садовый павильон, арабско-персидская беседка и японский чайный домик, но русская дачная беседка демократичнее. В ее иностранных аналогах пищу только принимали, и доставлялась она к столу слугами. Функционально с дачной беседкой почти одно и то же среднеазиатская чайхана, но она – место общественное.
    Степень защиты и степень риска (финансового)
    Беседки, как известно, бывают открытые и закрытые. Последние часто называют по-средиземноморски садовыми павильонами, т.к. полный смысл беседка имеет в достаточно теплом климате. Однако в Средней и Северной Европе есть своя разновидность закрытой беседки – гриль-домик; впрочем, появился он уже в новое время. Это сооружение наподобие чума, только капитальное – бревенчатое или каменное.
    Япония и Китай протянулись по широте от тропиков до мест с жестокими морозами и принизывающими ветрами. Поэтому японские домики для чайных церемоний и китайские терема уединения можно строить как открытыми, так и закрытыми. Свои традиционные закрытые беседки есть у всех вообще народов, которые пользуются беседками.

    Закрытая беседка, как правило, снабжается очагом. Она может быть всесезонной отапливаемой. От дачного домика закрытая беседка формально отличается только большей площадью остекления, но отличие это весьма расплывчатое. Четко выделяются только садовый павильон, чайный домик и китайский терем; каждый из них – главный значащий элемент ландшафтного дизайна: парка с альпийскими горками, дорожками, искусственными ручьями и прудами, фонтанами, коллекцией экзотических растений и/или бонсаи и т.п. Несколько в стороне чайный домик – семантически он равнозначен саду камней, в котором расположен.
    Строится закрытая беседка так же, как облегченный жилой дом. Описанные во второй половине статьи упрощения и ухищрения закрытых беседок не касаются, их нужно строить, как дачу. И, что немаловажно, т.к. земля под закрытой беседкой выводится из хозяйственного использования, наличие такого строения в собственности создает базу налогообложения на недвижимость. С беседками открытыми в этом отношении во многих случаях можно выкрутиться, а если беседка временная/переносная разборная (или формально, по строительным правилам, такой выглядит), то и выкручиваться не нужно – не облагаются они налогами.
    Архитектура и дизайн
    На первый взгляд кажется, что беседки строят кто во что горазд. Некоторые архитекторы всерьез утверждают, что само понятие «архитектура» к такому сооружению, как беседка, неприменимо. Однако без архитектуры строения обойтись все-таки нельзя, т.к. архитектурные решения определяют выбор технологий постройки, а неправильно построенная она и стоять не будет.
    Разобраться в архитектуре беседок все же можно, если взять глубже стиля: идти от линий развития внешнего вида и планировки. Это, образно выражаясь, что-то вроде ветви эволюционного древа, а стиль – уже зрелый плод на ней. Линий развития архитектуры беседок достаточно четко прослеживается 4: функционализм, примитивизм, техногенно-урбанистическая (современные стили) и стилизация под большую архитектуру. На рис. примеры для этих линий представлены последовательно сверху вниз.

    Правильная и неправильная беседки под мангал

    Что делать?
    Не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Беседка древнее костра; чтобы понять ее, нужно добраться до истоков, а чтобы добраться туда, придется обратиться к временам незапамятным.
    Происхождение
    Беседка ведет свой род от летних шалашей первобытных племен. С одной стороны, лето для них было временем относительного благополучия – еды вокруг бродило и росло вдосталь, ели досыта и на зиму запасали. С другой – вместе с травоядными мигрировали и хищники, для которых хитроумные двуногие были если не кормовым объектом, то уж точно нежелательными конкурентами. А то и врагами, раз у людей своей шерсти нет и в чужие шкуры одеваются. В зимнюю пещеру к ним лучше не лезть, прибьют сразу у входа. Но на летних угодьях можно поквитаться за прошлые обиды, насытившись сразу местью и мясом.

    Исходя из этого, общая концепция беседки проста – крыша над головой и полный круговой обзор. Эти качества пригодились с началом урбанизации: теперь больше приходилось опасаться себе подобных, уж больно много в поселениях было сосредоточено соблазнительного для грабителей добра. Шалаши, ставшие сторожевыми постами, перекочевали на окрестные возвышенности. С небольшим, но важным усовершенствованием – для защиты стражи от стрел и камней появился парапет. Чтобы нападающие не подожгли, караульные посты начали строить из камня – шалаш превратился в ротонду, или бельведер; первоначально эти слова обозначали оборонительно-дозорное сооружение.
    Историки с археологами до сих пор спорят, что тут яйцо, а что курица – шалаш с парапетом или тын вокруг городища. Но у психологов сомнений нет: возникающее в беседке ощущение покоя и умиротворенности исходит от ее защитной функции. Благость душевную сразу оценила и зарождавшаяся знать, и простонародье. Да и был «золотой век» безмятежным только в легендах: данные раскопок однозначно свидетельствуют, что умирали тогда преимущественно до 50 и чаще всего насильственной смертью. В общем, начеку следовало быть и на своем собственном подворье. Так сторожевая ротонда появилась в частном пользовании; это уже и была беседка.
    Эволюция
    Современная садовая беседка произошла от 3-х начал: европейского, ближневосточного (Египет, Аравия, Персия) и азиатского, от Индии до Японии. Тем не менее, ее функциональность и психологическое значение остались неизменными: беседка – место уединения, романтических рандеву, спокойного обсуждения дел, от текущих хозяйственных до государственно
    о устройства и коренных вопросов философии.
    На Руси беседки как таковой не знали до Петра Первого. Даже слова «беседка» еще не было в русском языке. У царей, некоторых бояр и князей беседки, построенные иноземными мастерами, были, но называли их тогда чердаками. В лесистой равнинной стране военное значение ротонды невелико; эффективнее были засеки – бревенчатые укрепления в стратегически важных пунктах. И отлично была поставлена патрульная служба: вспомните, сказочные богатыри все время разъезжают.

    Огромные пространства страны, казалось бы, сами наводят на отвлеченные размышления. Но до Петра не до того было: то от нашествий отбивались, то осваивали вновь обретенную terra incognita. Куда там засиживаться в раздумьях, когда неведомая земля уходит за окоем бог весть на сколько…

    Примечательный факт: массовое появление беседок в России совпадает в окончанием работ Великой Северной экспедиции, оконтурившей границы государства; Петр Великий никаких грозных указов о беседках не издавал.

    Возможно, это просто совпадение, но та же история повторилась в молодых США: как только Америка купила у Наполеона Луизиану и отряды пионеров добрались до Калифорнии, беседки стали строить все подряд. А до того они были далеко не в каждой богатой усадьбе, хотя красивейших пейзажей Америке не занимать.
    В России беседка приобрела новое качество – стала местом для застолья. До освоения Северной Америки Россия была единственным в мире обширным государством, расположенным в зоне континентального климата. Умеренно-континентального, но все равно, истомившись трескучей зимой в курной избе (леса много и он дешев, а минерального сырья мало, и оно дорого), хотелось на приволье. Которого было – хоть отбавляй. Поэтому летняя кухня, летняя печь и трапеза на свежем воздухе на Руси – явление обыденное, а не дань моде или каким-то ритуалам.
    Беседка тут пришлась как раз впору; до того на случай непогоды обходились временными навесами – балаганами. В результате совмещения летней кухни со столовой и гостиной появился, так сказать, российский сезонный пентхауз – дачная беседка. По происхождению с ней схожи романский садовый павильон, арабско-персидская беседка и японский чайный домик, но русская дачная беседка демократичнее. В ее иностранных аналогах пищу только принимали, и доставлялась она к столу слугами. Функционально с дачной беседкой почти одно и то же среднеазиатская чайхана, но она – место общественное.
    Степень защиты и степень риска (финансового)
    Беседки, как известно, бывают открытые и закрытые. Последние часто называют по-средиземноморски садовыми павильонами, т.к. полный смысл беседка имеет в достаточно теплом климате. Однако в Средней и Северной Европе есть своя разновидность закрытой беседки – гриль-домик; впрочем, появился он уже в новое время. Это сооружение наподобие чума, только капитальное – бревенчатое или каменное.
    Япония и Китай протянулись по широте от тропиков до мест с жестокими морозами и принизывающими ветрами. Поэтому японские домики для чайных церемоний и китайские терема уединения можно строить как открытыми, так и закрытыми. Свои традиционные закрытые беседки есть у всех вообще народов, которые пользуются беседками.

    Закрытая беседка, как правило, снабжается очагом. Она может быть всесезонной отапливаемой. От дачного домика закрытая беседка формально отличается только большей площадью остекления, но отличие это весьма расплывчатое. Четко выделяются только садовый павильон, чайный домик и китайский терем; каждый из них – главный значащий элемент ландшафтного дизайна: парка с альпийскими горками, дорожками, искусственными ручьями и прудами, фонтанами, коллекцией экзотических растений и/или бонсаи и т.п. Несколько в стороне чайный домик – семантически он равнозначен саду камней, в котором расположен.
    Строится закрытая беседка так же, как облегченный жилой дом. Описанные во второй половине статьи упрощения и ухищрения закрытых беседок не касаются, их нужно строить, как дачу. И, что немаловажно, т.к. земля под закрытой беседкой выводится из хозяйственного использования, наличие такого строения в собственности создает базу налогообложения на недвижимость. С беседками открытыми в этом отношении во многих случаях можно выкрутиться, а если беседка временная/переносная разборная (или формально, по строительным правилам, такой выглядит), то и выкручиваться не нужно – не облагаются они налогами.
    Архитектура и дизайн
    На первый взгляд кажется, что беседки строят кто во что горазд. Некоторые архитекторы всерьез утверждают, что само понятие «архитектура» к такому сооружению, как беседка, неприменимо. Однако без архитектуры строения обойтись все-таки нельзя, т.к. архитектурные решения определяют выбор технологий постройки, а неправильно построенная она и стоять не будет.
    Разобраться в архитектуре беседок все же можно, если взять глубже стиля: идти от линий развития внешнего вида и планировки. Это, образно выражаясь, что-то вроде ветви эволюционного древа, а стиль – уже зрелый плод на ней. Линий развития архитектуры беседок достаточно четко прослеживается 4: функционализм, примитивизм, техногенно-урбанистическая (современные стили) и стилизация под большую архитектуру. На рис. примеры для этих линий представлены последовательно сверху вниз.

    Направления архитектурного дизайна беседок

    Функционализм
    Девиз этой линии – попроще, подешевле, но не ущерб качеству, ничего лишнего и все под рукой. Порожденные функционализмом стили – прежде всего европейские классические, конструктивистский (индустриальный) и японский традиционный. У первого существует множество разновидностей сообразно архитектурным традициям разных народов: викторианский, прованский, итальянский, андалузский и др.
    Простота форм вовсе не допускает подхода тяп-ляпом; к функционализму в полной мере применимо изречение «Все гениальное просто». Выбор материала большого значения не имеет, но продумать постройку нужно хорошо и, приступая к работе, ясно представлять себе, что же именно вы хотите получить в конечном итоге.
    Примитивизм
    В духе примитивизма создаются самые оригинальные, «заковыристые» беседки, от навесов, как будто принесенных волшебным вихрем с размытой океаном республики Кирибати и халабуд – вожделений неприкаянного лешего, до построек, за которые с радостью подрались бы Баба Яга с Кащеем Бессмертным.
    Порожденных примитивизмом стилей несть числа, и точное их количество неизвестно. Найдется ли искусствовед-архитектор, способный вразумительно объяснить, есть ли разница, и какая, между стилями деревенским, кантри и рустикальным? И как они соотносятся со стилем, к примеру, лесным? Явственно в примитивизме выделяются стиль флористический, о котором подробнее будет сказано далее, и беседки в стиле шале.

    Тем не менее, однозначно-общее у примитивистских стилей есть: материал. Во-первых, он до того, как пойдет в дело, должен проходить минимально возможную обработку и не терять при этом своей естественной сути. Во-вторых, внешний вид примитивистской беседки полностью определяется изначальным выбором материала. В этом отношении примитивизм антипод функционализма: если в последнем материал годится любой, лишь бы из него получилось нечто подходящее, то в первом конечный облик сооружения постепенно вырисовывается в процессе отбора материала.
    Последнее обстоятельство влечет за собой важное следствие: сделать беседку «кондовую» – дело удачи, зоркого глаза, фантазии и художественного вкуса. Подбирать заранее исходные фрагменты можно, но уйти на это могут годы. А самые эффектные примитивистские беседки получаются по принципу: шел, увидел, приволок, сделал. Углядеть же можно что угодно: от скопища коряг в овраге до кучи строительного мусора или свалки пустых бутылок; это уж дело того самого вкуса.
    Современные
    Идеология всех современных стилей в искусстве конструктивна; противоположного добиваются извращенные эстеты-самоненавистники, но ничего привлекательного и замечательного у них не выходит. Концепция, в общем, одна и та же: создать гармонию рукотворной и естественной среды; только подходы к этому разные.

    Направления архитектурного дизайна беседок

    Функционализм
    Девиз этой линии – попроще, подешевле, но не ущерб качеству, ничего лишнего и все под рукой. Порожденные функционализмом стили – прежде всего европейские классические, конструктивистский (индустриальный) и японский традиционный. У первого существует множество разновидностей сообразно архитектурным традициям разных народов: викторианский, прованский, итальянский, андалузский и др.
    Простота форм вовсе не допускает подхода тяп-ляпом; к функционализму в полной мере применимо изречение «Все гениальное просто». Выбор материала большого значения не имеет, но продумать постройку нужно хорошо и, приступая к работе, ясно представлять себе, что же именно вы хотите получить в конечном итоге.
    Примитивизм
    В духе примитивизма создаются самые оригинальные, «заковыристые» беседки, от навесов, как будто принесенных волшебным вихрем с размытой океаном республики Кирибати и халабуд – вожделений неприкаянного лешего, до построек, за которые с радостью подрались бы Баба Яга с Кащеем Бессмертным.
    Порожденных примитивизмом стилей несть числа, и точное их количество неизвестно. Найдется ли искусствовед-архитектор, способный вразумительно объяснить, есть ли разница, и какая, между стилями деревенским, кантри и рустикальным? И как они соотносятся со стилем, к примеру, лесным? Явственно в примитивизме выделяются стиль флористический, о котором подробнее будет сказано далее, и беседки в стиле шале.

    Тем не менее, однозначно-общее у примитивистских стилей есть: материал. Во-первых, он до того, как пойдет в дело, должен проходить минимально возможную обработку и не терять при этом своей естественной сути. Во-вторых, внешний вид примитивистской беседки полностью определяется изначальным выбором материала. В этом отношении примитивизм антипод функционализма: если в последнем материал годится любой, лишь бы из него получилось нечто подходящее, то в первом конечный облик сооружения постепенно вырисовывается в процессе отбора материала.
    Последнее обстоятельство влечет за собой важное следствие: сделать беседку «кондовую» – дело удачи, зоркого глаза, фантазии и художественного вкуса. Подбирать заранее исходные фрагменты можно, но уйти на это могут годы. А самые эффектные примитивистские беседки получаются по принципу: шел, увидел, приволок, сделал. Углядеть же можно что угодно: от скопища коряг в овраге до кучи строительного мусора или свалки пустых бутылок; это уж дело того самого вкуса.
    Современные
    Идеология всех современных стилей в искусстве конструктивна; противоположного добиваются извращенные эстеты-самоненавистники, но ничего привлекательного и замечательного у них не выходит. Концепция, в общем, одна и та же: создать гармонию рукотворной и естественной среды; только подходы к этому разные.

    Беседки в современных стилях

    Отсюда следует, во-первых, что применение натуральных материалов в самых футуристических беседках не возбраняется. Например, беседки на рис. выдержаны, считая слева направо, в стилях модерн, хайтек, минимализм и фахверк. Только 2 стиля можно рекомендовать для беседок с большими оговорками, смотря по месту расположения строения: ар деко и фьюжн. Пышный декор с непременной позолотой или полированной бронзой первого и резкие цветовые контрасты второго в неподходящем природном окружении могут и потерять голос.
    Второе – браться за беседку современного вида можно, только имея соответствующую подготовку в области искусства и архитектуры. Тут полная аналогия с абстрактной живописью: профан, может быть, и не разберется, что же именно хотел сказать художник, но произведение, наполненное смыслом, сразу отличит от беспорядочной мазни шарлатана. Наконец, эти вроде бы простые сооружения требуют высокого строительного профессионализма, безукоризненного знания свойств материалов и умения работать с ними.
    Стилизация
    Стилизация подо что-то – дело, вообще говоря, трудное, и приниматься за него можно, только основательно изучив все тонкости прототипа. Тем не менее, стилизованную беседку вполне может соорудить и добросовестный дилетант, смотря что берется за образец.

    японский чайный домик

    Проще всего (в эстетическо-семантическом, не технологическом плане) беседка стилизуется под японский домик для чайной церемонии. Причина очевидна, он ведь сам по себе уже беседка, и жестких канонов на него нет. Достаточно выбрать образец по силам и средствам. Непременная особенность чайного домика – 2 зоны: преддверие-веранда и собственно чайная комната, разделенные решетчатыми раздвижными дверями – сёдзи. Каменный постамент и крыльцо для чайного домика желательны, но не обязательны, как и бумажные фонари, свисающие с выступающих балок крыши, см. рис.
    Нужно только знать, что чайные домики из бамбука в Стране Восходящего Солнца строили лишь самые бедные: бамбук в Японии – бросовый материал, и его можно было нарубить даром. Но распускать бамбучины на мерные доски и брусья, соединять бамбуковые детали в четверть, в шип и на ус нельзя, так что более-менее зажиточные хозяева строили чайные домики из дерева; деловой древесиной Япония также была богата.
    Ненамного сложнее стилизация под арабо-персидский восток. Удивлены? Но традиционный бедуинский шатер – тоже беседка. Помпезные павильоны калифов, эмиров и султанов появились позже и вид их гораздо разнообразнее, чем на расхожих иллюстрациях к «1001 ночи». Арабские зодчие снобами не были и охотно заимствовали у сопредельных и покоренных народов все, что находили приятным взору и полезным.
    Благодарные материалы для стилизации под мусульманский Восток – поликарбонат на металлическом каркасе. Достаточно изогнуть определенные детали (что легко терпит и тот, и другой материал, см. рис.), затем – соответствующий декор, и получится беседка из поликарбоната, в которой не погнушался бы хлебнуть шербету и родовитый шейх.

    Беседки в современных стилях

    Отсюда следует, во-первых, что применение натуральных материалов в самых футуристических беседках не возбраняется. Например, беседки на рис. выдержаны, считая слева направо, в стилях модерн, хайтек, минимализм и фахверк. Только 2 стиля можно рекомендовать для беседок с большими оговорками, смотря по месту расположения строения: ар деко и фьюжн. Пышный декор с непременной позолотой или полированной бронзой первого и резкие цветовые контрасты второго в неподходящем природном окружении могут и потерять голос.
    Второе – браться за беседку современного вида можно, только имея соответствующую подготовку в области искусства и архитектуры. Тут полная аналогия с абстрактной живописью: профан, может быть, и не разберется, что же именно хотел сказать художник, но произведение, наполненное смыслом, сразу отличит от беспорядочной мазни шарлатана. Наконец, эти вроде бы простые сооружения требуют высокого строительного профессионализма, безукоризненного знания свойств материалов и умения работать с ними.
    Стилизация
    Стилизация подо что-то – дело, вообще говоря, трудное, и приниматься за него можно, только основательно изучив все тонкости прототипа. Тем не менее, стилизованную беседку вполне может соорудить и добросовестный дилетант, смотря что берется за образец.

    японский чайный домик

    Проще всего (в эстетическо-семантическом, не технологическом плане) беседка стилизуется под японский домик для чайной церемонии. Причина очевидна, он ведь сам по себе уже беседка, и жестких канонов на него нет. Достаточно выбрать образец по силам и средствам. Непременная особенность чайного домика – 2 зоны: пр
    ддверие-веранда и собственно чайная комната, разделенные решетчатыми раздвижными дверями – сёдзи. Каменный постамент и крыльцо для чайного домика желательны, но не обязательны, как и бумажные фонари, свисающие с выступающих балок крыши, см. рис.
    Нужно только знать, что чайные домики из бамбука в Стране Восходящего Солнца строили лишь самые бедные: бамбук в Японии – бросовый материал, и его можно было нарубить даром. Но распускать бамбучины на мерные доски и брусья, соединять бамбуковые детали в четверть, в шип и на ус нельзя, так что более-менее зажиточные хозяева строили чайные домики из дерева; деловой древесиной Япония также была богата.
    Ненамного сложнее стилизация под арабо-персидский восток. Удивлены? Но традиционный бедуинский шатер – тоже беседка. Помпезные павильоны калифов, эмиров и султанов появились позже и вид их гораздо разнообразнее, чем на расхожих иллюстрациях к «1001 ночи». Арабские зодчие снобами не были и охотно заимствовали у сопредельных и покоренных народов все, что находили приятным взору и полезным.
    Благодарные материалы для стилизации под мусульманский Восток – поликарбонат на металлическом каркасе. Достаточно изогнуть определенные детали (что легко терпит и тот, и другой материал, см. рис.), затем – соответствующий декор, и получится беседка из поликарбоната, в которой не погнушался бы хлебнуть шербету и родовитый шейх.

    Беседки из поликарбоната, пригодные для стилизации под арабо-индийский Восток

    Очень сложны и дороги беседки в итальянском стиле, см. след. рис. справа. Они тоже могут быть обшиты поликарбонатом, но чего стоит ажурная художественная ковка, обязательные вазы, статуи и пол из натурального полированного камня, наверное, и сами прикинуть сможете.

    Беседки из поликарбоната, пригодные для стилизации под арабо-индийский Восток

    Очень сложны и дороги беседки в итальянском стиле, см. след. рис. справа. Они тоже могут быть обшиты поликарбонатом, но чего стоит ажурная художественная ковка, обязательные вазы, статуи и пол из натурального полированного камня, наверное, и сами прикинуть сможете.

    Садовый павильон в итальянском стиле

    В беседках «под Китай» добавляются еще сложности. Первая – никаких пластиков, по крайней мере, на вид. Вторая – условности. Напр., красные лакированные столбы и парапет свидетельствуют, что владелец обладает достоинством вана, князя императорского дома. Но тогда высота постамента, количество ступеней крыльца (знаки возвышения над простыми смертными), отгиб вверх углов крыши-колокола (говорит и степени приближения к Небу), количество ярусов пагоды, число и вид изваяний на крыше также строго регламентируются.

    Беседка, плохо стилизованная под китайский терем

    Напр., в беседке на рис. слева низ – подходящий для купеческо-мандаринского сословия. А крыша – то ли императорская (но тогда почему не позолочена?), то ли приличествующая знаменитому монастырю. За этакую спесь в стародавней Поднебесной на кол сажали, невзирая на чин.
    О тонкостях стилизации можно говорить очень долго; отметим еще 2 момента. Первый – беседка-шале должна быть крыта или соломой (что по теперешним временам недешево и пожароопасно), или материалом темным, матовым, имитирующим гонт или корьё (подобие черепицы из древесной коры). Второе – стилизация под русскую старину весьма пластична. Мелкопоместный дворянин, к примеру, мог поставить себе княжеское крыльцо с крышей-луковицей, абсолютно ничем не рискуя.
    Еще о стилях
    Классика
    Пожалуй, самый популярные стили архитектуры беседки – классические. «Стили» подразумевает, что используются устоявшиеся архитектурные каноны; возможно, в соответствии с местными традициями, но обязательно проверенные и принятые большой архитектурой. С этой точки зрения беседка в стиле ампир или барокко – тоже классическая.
    Классика потому и становится классикой, что простыми средствами говорит о сложных и тонких вещах понятно для неискушенного. Поэтому классические беседки просты и элегантны, см. рис. Парапет той, что справа, кстати, сделан из паллет – поддонов для штучных грузов.

    Садовый павильон в итальянском стиле

    В беседках «под Китай» добавляются еще сложности. Первая – никаких пластиков, по крайней мере, на вид. Вторая – условности. Напр., красные лакированные столбы и парапет свидетельствуют, что владелец обладает достоинством вана, князя императорского дома. Но тогда высота постамента, количество ступеней крыльца (знаки возвышения над простыми смертными), отгиб вверх углов крыши-колокола (говорит и степени приближения к Небу), количество ярусов пагоды, число и вид изваяний на крыше также строго регламентируются.

    Беседка, плохо стилизованная под китайский терем

    Напр., в беседке на рис. слева низ – подходящий для купеческо-мандаринского сословия. А крыша – то ли императорская (но тогда почему не позолочена?), то ли приличествующая знаменитому монастырю. За этакую спесь в стародавней Поднебесной на кол сажали, невзирая на чин.
    О тонкостях стилизации можно говорить очень долго; отметим еще 2 момента. Первый – беседка-шале должна быть крыта или соломой (что по теперешним временам недешево и пожароопасно), или материалом темным, матовым, имитирующим гонт или корьё (подобие черепицы из древесной коры). Второе – стилизация под русскую старину весьма пластична. Мелкопоместный дворянин, к примеру, мог поставить себе княжеское крыльцо с крышей-луковицей, абсолютно ничем не рискуя.
    Еще о стилях
    Классика
    Пожалуй, самый популярные стили архитектуры беседки – классические. «Стили» подразумевает, что используются устоявшиеся архитектурные каноны; возможно, в соответствии с местными традициями, но обязательно проверенные и принятые большой архитектурой. С этой точки зрения беседка в стиле ампир или барокко – тоже классическая.
    Классика потому и становится классикой, что простыми средствами говорит о сложных и тонких вещах понятно для неискушенного. Поэтому классические беседки просты и элегантны, см. рис. Парапет той, что справа, кстати, сделан из паллет – поддонов для штучных грузов.

    Беседки классического стиля

    Вторая характерная черта классических сооружений – отработанная технология. Поэтому классические беседки оказываются, как правило, проще в постройке и дешевле сравнимых по эстетическому эффекту других стилей.
    Наконец, классические пропорции выверены веками не только на оптимум положительного воздействия, но и на терпимость к отклонениям в достаточно широком диапазоне в зависимости от местных условий. Поэтому строительство беседки классического вида, которую одобрит маститый архитектор, вполне по силам внимательному дилетанту, слыхом не слыхавшему о золотом сечении, правилах диагоналей и прочих таких штуках. Смотрится – значит, правильно.
    Функциональный конструктив
    Второе место, а в бюджетном сегменте – первое, держат беседки конструктивистского типа. Хотя бы потому, что готовую беседку-навес из поликарбоната на каркасе их металлопрофиля можно купить за 10 тыс. руб, это при теперешнем-то курсе. С классикой конструктивизм роднит простота, доступность и восприимчивость к разного рода доработкам, украшениям и стилизации. Но их относительная дешевизна обусловлена более не вековым опытом, а применением промышленных технологий. Поэтому беседки функционально-конструктивистского типа чаще всего выгоднее оказывается брать готовыми, тем более что многие из предлагаемых моделей нулевого цикла строительных работ вообще не требуют. Затем уж можно доделать по-своему: достаточно прочное, но эстетически голое фабричное изделие снесет все, что придется по вкусу владельцу.
    Этот непростой примитив…
    Деятелей искусства некоторые считают извращенными, возможно, потому, что при внимательном рассмотрении кое-какие понятия у них оказываются вывернутыми наизнанку. Вот, казалось бы, что может быть примитивнее примитива? Он потому и примитив, что примитивен. Однако условностей при создании примитивистских беседок оказывается не меньше, чем в китайских. При полном отсутствии накропанной поколениями чиновников с классическим образованием регламентирующей документации. Результат для нашенских простых застройщиков – сооружение «примитивной» беседки как минимум требует долгих поисков подходящего материала, а то и серьезных затрат. И при этом гляди в оба, как бы не вышел прокол по части эстетики.
    Что тут можно посоветовать? Во-первых, примитив – не обязательно нечто грубое, рубленое, колуном колотое. Украшения с тонкой деталировкой, лишь бы они укладывались в общую картину, или тщательнейшим (и очень дорогим, если на заказ) образом сформированная соломенная/тростниковая крыша – это очень хороший примитив, см. рис. И элегантный, вполне современный матерчатый шатер – тоже. Если он из натурального полотна, а вот дакрон или майлар – дело уже спорное.

    Беседки классического стиля

    Вторая характерная черта классических сооружений – отработанная технология. Поэтому классические беседки оказываются, как правило, проще в постройке и дешевле сравнимых по эстетическому эффекту других стилей.
    Наконец, классические пропорции выверены веками не только на оптимум положительного воздействия, но и на терпимость к отклонениям в достаточно широком диапазоне в зависимости от местных условий. Поэтому строительство беседки классического вида, которую одобрит маститый архитектор, вполне по силам внимательному дилетанту, слыхом не слыхавшему о золотом сечении, правилах диагоналей и прочих таких штуках. Смотрится – значит, правильно.
    Функциональный конструктив
    Второе место, а в бюджетном сегменте – первое, держат беседки конструктивистского типа. Хотя бы потому, что готовую беседку-навес из поликарбоната на каркасе их металлопрофиля можно купить за 10 тыс. руб, это при теперешнем-то курсе. С классикой конструктивизм роднит простота, доступность и восприимчивость к разного рода доработкам, украшениям и стилизации. Но их относительная дешевизна обусловлена более не вековым опытом, а применением промышленных технологий. Поэтому беседки функционально-конструктивистского типа чаще всего выгоднее оказывается брать готовыми, тем более что многие из предлагаемых моделей нулевого цикла строительных работ вообще не требуют. Затем уж можно доделать по-своему: достаточно прочное, но эстетически голое фабричное изделие снесет все, что придется по вкусу владельцу.
    Этот непростой примитив…
    Деятелей искусства некоторые считают извращенными, возможно, потому, что при внимательном рассмотрении кое-какие понятия у них оказываются вывернутыми наизнанку. Вот, казалось бы, что может быть примитивнее примитива? Он потому и примитив, что примитивен. Однако условностей при создании примитивистских беседок оказывается не меньше, чем в китайских. При полном отсутствии накропанной поколениями чиновников с классическим образованием регламентирующей документации. Результат для нашенских простых застройщиков – сооружение «примитивной» беседки как минимум требует долгих поисков подходящего материала, а то и серьезных затрат. И при этом гляди в оба, как бы не вышел прокол по части эстетики.
    Что тут можно посоветовать? Во-первых, примитив – не обязательно нечто грубое, рубленое, колуном колотое. Украшения с тонкой деталировкой, лишь бы они укладывались в общую картину, или тщательнейшим (и очень дорогим, если на заказ) образом сформированная соломенная/тростниковая крыша – это очень хороший примитив, см. рис. И элегантный, вполне современный матерчатый шатер – тоже. Если он из натурального полотна, а вот дакрон или майлар – дело уже спорное.

    Беседки в стиле примитивизма

    Во-вторых, чтобы повода для спора не было, а вкус создателя сразу же был виден, примитивистскую беседку лучше строить из древесного материала, мертвого или живого. Последний дает скопище флористических стилей, о которых немного ниже, а пока займемся деревом, которое уже не растет.
    Деревянные беседки из не-мерной, самостоятельно заготовленной древесины строят обычно в стиле рустикальном. В переводе на русский это значит деревенский. Но сколько народов на Земле, столько и традиций деревнского зодчества. Более-менее выделяется здесь стиль (подстиль?) слобожанский, с аккуратной соломенной крышей; слобожанские беседки часто делают и плетеными, см. далее.
    Архитекторы-архаисты сходятся на том, что рустик и деревня – все-таки не одно и то же. Мол, рустик – это Европа, а деревня – уже Русь. Но сразу по виду отличить древнюю галльскую хижину от жилища трипольской культуры могут далеко не все специалисты и не всегда. Поэтому, наверное, правильнее будет идти по времени; точнее – по пути развития человека; тогда получается одинаковым по значению словам придать различимый эстетический смысл, а для строительства именно это и нужно.

    Беседки в стиле примитивизма

    Во-вторых, чтобы повода для спора не было, а вкус создателя сразу же был виден, примитивистскую беседку лучше строить из древесного материала, мертвого или живого. Последний дает скопище флористических стилей, о которых немного ниже, а пока займемся деревом, которое уже не растет.
    Деревянные беседки из не-мерной, самостоятельно заготовленной древесины строят обычно в стиле рустикальном. В переводе на русский это значит деревенский. Но сколько народов на Земле, столько и традиций деревнского зодчества. Более-менее выделяется здесь стиль (подстиль?) слобожанский, с аккуратной соломенной крышей; слобожанские беседки часто делают и плетеными, см. далее.
    Архитекторы-архаисты сходятся на том, что рустик и деревня – все-таки не одно и то же. Мол, рустик – это Европа, а деревня – уже Русь. Но сразу по виду отличить древнюю галльскую хижину от жилища трипольской культуры могут далеко не все специалисты и не всегда. Поэтому, наверное, правильнее будет идти по времени; точнее – по пути развития человека; тогда получается одинаковым по значению словам придать различимый эстетический смысл, а для строительства именно это и нужно.

    Беседки рустикальная, деревенская и русская лесная

    Итак, рустикальной беседкой будем считать, грубо говоря, что-то вроде логовища йети – бревна не окорены, сучья на столбах обрублены кое-как, крыша – тростниковая (земледелия еще нет), декора как такового – ноль, слева на рис. Беседка деревенская приличествует уже вдумчивому неандертальцу или кроманьонскому человеку, т.е. похожа на постоянное жилье первых поселений на вольном воздухе людей, уже приобретших довольно приличные технологические навыки, посредине на рис.
    На этом этапе четко выделяются беседки русского лесного стиля; в общем это избушка лесника, или, с учетом богатейшего русского дремучего фольклора, Бабы Яги. Если найдется пара больших пней, подходящих для курьих ножек, справа на рис. – можно считать, что главная эстетическая задача создания строения решена.
    Русская лесная беседка имеет одно привлекательное качество – при наличии врожденного художественного вкуса и знании народной традиции ее можно соорудить самостоятельно, подобрав подходящий сухостой. Времени на это уйдет немало, труда тоже, но вот затрат получится минимум. Пример – на видео ниже.
    Видео: строительство беседки в русском стиле

    О примитивных ошибках

    Ошибочная беседка в стиле примитивизма

    Примитивистские стили, как уже сказано, весьма строги к чужеродным элементам и ошибкам общего дизайна. Напр, на рис. справа – беседка из разряда ни то, ни се. Ровный пол еще ничего, потемнеет – к месту будет. Но вот крыша из мерных пиломатериалов эстетику сразу валит наповал. Здесь сказывается одна из особенностей психофизиологии зрения, т. наз. доминанта верха. Если уж стелить такую кровлю, то бревна надо было бы окорить, чтобы крыша была в тон основному строению или, лучше, чуть темнее. Это создаст утробно-инстинктивное ощущение защищенности от нападения сверху, а иначе выходит наоборот.
    Коряги, сухостой, валежник
    Тут уместно будет сказать о материалах для лесных беседок. Валежник не годится однозначно – он весь пронизан гифами плесневых грибков. Убить их биоцидами – деревяшка скоро рассохнется и развалится. Вполне здоровой лесине достаточно полежать во влажном лесу неделю после повала, чтобы она стала непригодной для распиловки на деловую древесину.
    Лучший материал для лесных беседок – долго пролежавшие в воде коряги. Помимо прочности и долговечности, морёная древесина приобретает изысканную текстуру.
    Однако коряг для беседки обыщешься, поэтому на их строительство чаще всего идет сухостой. Чтобы беседка стояла долго, сухостоины нужно подготовить для постройки. Об обработке сухостоя см. видео ниже. Если в дело пойдут отходы от обрезки сада, их нужно предварительно высушить под навесом хотя бы один теплый сезон.
    Видео: строительный материал под ногами, обработка сухостоя

    Особенно хорош для построек из «дикого дерева» горельник – сухостой, оставшийся от лесного пожара. Он прошел естественно-принудительную дезинфекцию, его много разного, и горевший лес все равно нужно расчищать, так что санкций за самовольную порубку можно не бояться. Однако перепачкаться при подготовке горельника придется изрядно – обуглившийся слой нужно счистить до нетронутого массива дерева.
    Кантри
    Беседки до лесной включительно – первобытные. Беседка-кантри относится уже ко временам вполне цивилизованным: строится из мерной деловой древесины, кровельный пирог может быть из современных материалов; если крыша соломенная – то обустроенная по всем правилам и аккуратно подстриженная, см. рис. Площадка под беседкой может быть вымощена, а газон вокруг нее – тщательно ухожен. Для первобытных беседок то и другое – ни упаси боже!

    Беседки рустикальная, деревенская и русская лесная

    Итак, рустикальной беседкой будем считать, грубо говоря, что-то вроде логовища йети – бревна не окорены, сучья на столбах обрублены кое-как, крыша – тростниковая (земледелия еще нет), декора как такового – ноль, слева на рис. Беседка деревенская приличествует уже вдумчивому неандертальцу или кроманьонскому человеку, т.е. похожа на постоянное жилье первых поселений на вольном воздухе людей, уже приобретших довольно приличные технологические навыки, посредине на рис.
    На этом этапе четко выделяются беседки русского лесного стиля; в общем это избушка лесника, или, с учетом богатейшего русского дремучего фольклора, Бабы Яги. Если найдется пара больших пней, подходящих для курьих ножек, справа на рис. – можно считать, что главная эстетическая задача создания строения решена.
    Русская лесная беседка имеет одно привлекательное качество – при наличии врожденного художественного вкуса и знании народной традиции ее можно соорудить самостоятельно, подобрав подходящий сухостой. Времени на это уйдет немало, труда тоже, но вот затрат получится минимум. Пример – на видео ниже.
    Видео: строительство беседки в русском стиле

    О примитивных ошибках

    {{img-34}}

    Ошибочная беседка в стиле примитивизма

    Примитивистские стили, как уже сказано, весьма строги к чужеродным элементам и ошибкам общего дизайна. Напр, на рис. справа – беседка из разряда ни то, ни се. Ровный пол еще ничего, потемнеет – к месту будет. Но вот крыша из мерных пиломатериалов эстетику сразу валит наповал. Здесь сказывается одна из особенностей психофизиологии зрения, т. наз. доминанта верха. Если уж стелить такую кровлю, то бревна надо было бы окорить, чтобы крыша была в тон основному строению или, лучше, чуть темнее. Это создаст утробно-инстинктивное ощущение защищенности от нападения сверху, а иначе выходит наоборот.
    Коряги, сухостой, валежник
    Тут уместно будет сказать о материалах для лесных беседок. Валежник не годится однозначно – он весь пронизан гифами плесневых грибков. Убить их биоцидами – деревяшка скоро рассохнется и развалится. Вполне здоровой лесине достаточно полежать во влажном лесу неделю после повала, чтобы она стала непригодной для распиловки на деловую древесину.
    Лучший материал для лесных беседок – долго пролежавшие в воде коряги. Помимо прочности и долговечности, морёная древесина приобретает изысканную текстуру.
    Однако коряг для беседки обыщешься, поэтому на их строительство чаще всего идет сухостой. Чтобы беседка стояла долго, сухостоины нужно подготовить для постройки. Об обработке сухостоя см. видео ниже. Если в дело пойдут отходы от обрезки сада, их нужно предварительно высушить под навесом хотя бы один теплый сезон.
    Видео: строительный материал под ногами, обработка сухостоя

    Особенно хорош для построек из «дикого дерева» горельник – сухостой, оставшийся от лесного пожара. Он прошел естественно-принудительную дезинфекцию, его много разного, и горевший лес все равно нужно расчищать, так что санкций за самовольную порубку можно не бояться. Однако перепачкаться при подготовке горельника придется изрядно – обуглившийся слой нужно счистить до нетронутого массива дерева.
    Кантри
    Беседки до лесной включительно – первобытные. Беседка-кантри относится уже ко временам вполне цивилизованным: строится из мерной деловой древесины, кровельный пирог может быть из современных материалов; если крыша соломенная – то обустроенная по всем правилам и аккуратно подстриженная, см. рис. Площадка под беседкой может быть вымощена, а газон вокруг нее – тщательно ухожен. Для первобытных беседок то и другое – ни упаси боже!

    Беседки в стиле кантри

    При взгляде на беседку в стиле кантри челюсть не отвисает и улыбка до ушей не растягивается. Но зато – кантри можно ввести как неотъемлемую часть в любой классический или даже современный стиль. Кантри может быть и конструктивистским. Кто скажет, что беседка целиком из досок – не кантри? Требований-то к этому стилю всего 2: широкое использование натуральных материалов и соответствие вида окрестному пейзажу.

    Флористика
    Флористические беседки одновременно и примитивистские, и нет. Да – потому что создаются из естественнейшего материала – живой, растущей растительности. Нет – потому, что могут быть выращены во многих из классических стилей.
    Беседки из живых растений, пожалуй, верх уюта и гармонии. Но, во-первых, на их создание уйдут годы, а в процессе пользования за ними необходим старательный уход. Во-вторых, то и другое требует целого спектра профессиональных навыков, садоводческих, строительных и дизайнерских. Причем первоначальная ошибка скажется спустя долгое время, когда исправить ее будет трудно, если вообще возможно. Скажем, растение может начать пускать жирующие побеги – волчки. Заставить его прекратить это безобразие очень сложно, а заменить другим нельзя, т.к. крона уже вросла в свод.
    Легче всего вырастить флористическую беседку в виде павильона, соорудив сначала обычную ажурную (можно самого непритязательного вида) и пустив по ней буйно вьющиеся растения: ломонос (клематис), виноград и т.п., слева на рис. В случае неудачи растительность можно будет ободрать, вырубить и посадить заново. Однако опорное строение павильона в микроклимате огромного куста со временем придет в негодность, и оседающую растительную шапку придется чем-то подкреплять изнутри, что ни уюта, ни эстетики павильону не прибавит.

    Беседки в стиле кантри

    При взгляде на беседку в стиле кантри челюсть не отвисает и улыбка до ушей не растягивается. Но зато – кантри можно ввести как неотъемлемую часть в любой классический или даже современный стиль. Кантри может быть и конструктивистским. Кто скажет, что беседка целиком из досок – не кантри? Требований-то к этому стилю всего 2: широкое использование натуральных материалов и соответствие вида окрестному пейзажу.

    Флористика
    Флористические беседки одновременно и примитивистские, и нет. Да – потому что создаются из естественнейшего материала – живой, растущей растительности. Нет – потому, что могут быть выращены во многих из классических стилей.
    Беседки из живых растений, пожалуй, верх уюта и гармонии. Но, во-первых, на их создание уйдут годы, а в процессе пользования за ними необходим старательный уход. Во-вторых, то и другое требует целого спектра профессиональных навыков, садоводческих, строительных и дизайнерских. Причем первоначальная ошибка скажется спустя долгое время, когда исправить ее будет трудно, если вообще возможно. Скажем, растение может начать пускать жирующие побеги – волчки. Заставить его прекратить это безобразие очень сложно, а заменить другим нельзя, т.к. крона уже вросла в свод.
    Легче всего вырастить флористическую беседку в виде павильона, соорудив сначала обычную ажурную (можно самого непритязательного вида) и пустив по ней буйно вьющиеся растения: ломонос (клематис), виноград и т.п., слева на рис. В случае неудачи растительность можно будет ободрать, вырубить и посадить заново. Однако опорное строение павильона в микроклимате огромного куста со временем придет в негодность, и оседающую растительную шапку придется чем-то подкреплять изнутри, что ни уюта, ни эстетики павильону не прибавит.

    Флористические (живые) беседки

    Второй вариант – беседка-пергола, след. поз. слева направо там же. Те же растения пускают по легкому металлическому каркасу нужной конфигурации. Не чувствуя достаточной опоры, они образуют плети покрепче. В дополнение создатель (опытный садовник-декоратор) направляет молодые побеги определенным образом, переплетая их, так что в конце концов получается прочный растительный шатер или тоннель, а первичный каркас становится и вовсе не нужным.
    Выращивание беседки-перголы требует многолетнего кропотливого труда опытного специалиста. Уже при выборе места для нее, подборе и посадке растений требуется учет множества взаимосвязанных и, нередко, взаимоисключающих факторов, иначе в перголе через несколько лет появятся прорехи, или она вовсе засохнет. Но должным образом выращенная пергола может существовать столетия, только набирая прелести.
    Еще большего искусства требует живая кустарная (выращенная из кустарника) беседка, третья слева поз. Кусты растят без каркаса, формируя общую крону обрезкой и пригибанием. В Средиземноморье садовники с глубокой древности выращивают таким способом целые дворцы, но умеренных широтах кустарные беседки приживаются плохо, в прямом смысле слова.
    Подходящие для них породы – мирт, самшит, лавр – в бореальном климате растут медленно, высокими не вырастают, и неважно переносят обрезку. У аборигенных заменителей – ивы, вербы, ракиты, тальника – крона получается не такой аккуратной. Летом они требуют поливки, что денег стоит, и в беседке оказывается сыровато. Кроме того, указанные породы наших кустов плохо переносят плотную посадку и тесноту ветвей: кустарная беседка из ивовых живет 10-15 лет, из которых 5-7 уходит на ее формирование.
    Одна из вершин садово-паркового искусства – беседка-баньян, справа на рис. Названа она так по разновидности фикуса, способного из одного семени вырасти целой рощей, но в данном случае садовники идут «от наоборот». По контуру будущей беседки высаживают саженцы сирени, рябины, боярышника или дички плодовых деревьев. Первые 3-4 сезона притеняют растянутой на стойках марлей и подкармливают азотом с микроэлементами, но на фосфоре и калии держат впроголодь. Саженцы от этого вытягиваются, но стволики их остаются достаточно тонкими и гибкими. Когда они достаточно (с учетом будущего вторичного роста) подрастут, верхушки весной, в начале интенсивного сокодвижения, пригибают друг к другу и сращивают прививкой. Спустя еще 2-3 сезона начинают осторожную обрезку, и в итоге получается дерево с одной кроной на нескольких стволах.
    О безвкусице
    Чтобы завершить часть эстетическую и приступить к технологической, подчеркнем еще раз, что тонкий вкус при создании беседки необходим как воздух. Иначе может получиться или нечто, при взгляде на которое невольно возникает мысль: «Это сколько ж коксу-то надо было нюхнуть…» (слева на рис.), или что-то вроде пагоды на бревенчатом срубе, слева там же. Что не так режет глаз, но по сути своей выходит наподобие д’Артаньяна с пехотным палашом. Попросту – вульгарным.

    Флористические (живые) беседки

    Второй вариант – беседка-пергола, след. поз. слева направо там же. Те же растения пускают по легкому металлическому каркасу нужной конфигурации. Не чувствуя достаточной опоры, они образуют плети покрепче. В дополнение создатель (опытный садовник-декоратор) направляет молодые побеги определенным образом, переплетая их, так что в конце концов получается прочный растительный шатер или тоннель, а первичный каркас становится и вовсе не нужным.
    Выращивание беседки-перголы требует многолетнего кропотливого труда опытного специалиста. Уже при выборе места для нее, подборе и посадке растений требуется учет множества взаимосвязанных и, нередко, взаимоисключающих факторов, иначе в перголе через несколько лет появятся прорехи, или она вовсе засохнет. Но должным образом выращенная пергола может существовать столетия, только набирая прелести.
    Еще большего искусства требует живая кустарная (выращенная из кустарника) беседка, третья слева поз. Кусты растят без каркаса, формируя общую крону обрезкой и пригибанием. В Средиземноморье садовники с глубокой древности выращивают таким способом целые дворцы, но умеренных широтах кустарные беседки приживаются плохо, в прямом смысле слова.
    Подходящие для них породы – мирт, самшит, лавр – в бореальном климате растут медленно, высокими не вырастают, и неважно переносят обрезку. У аборигенных заменителей – ивы, вербы, ракиты, тальника – крона получается не такой аккуратной. Летом они требуют поливки, что денег стоит, и в беседке оказывается сыровато. Кроме того, указанные породы наших кустов плохо переносят плотную посадку и тесноту ветвей: кустарная беседка из ивовых живет 10-15 лет, из которых 5-7 уходит на ее формирование.
    Одна из вершин садово-паркового искусства – беседка-баньян, справа на рис. Названа она так по разновидности фикуса, способного из одного семени вырасти целой рощей, но в данном случае садовники идут «от наоборот». По контуру будущей беседки высаживают саженцы сирени, рябины,

    Добавить комментарий

    Adblock detector